Николай Бурцев: Чтобы помнили

Николай Бурцев: Чтобы помнили
2 Когда в Борисоглебских СМИ впервые появилось сообщение о планах строительства на месте бывшего городского кладбища духовно-просветительского комплекса, с храмом «Во имя всех Святых», вполне ожидаемо, началось бурное обсуждение всех "За" и "Против". И сразу получилось, что «За» - это мнение церкви, а «Против» - обычных жителей. По крайней мере, так нам преподносят на некоторых форумах. Соответственно сформировался и эмоциональный окрас дискуссии: священникам некуда девать деньги, и они решили отхватить привлекательный кусок земли в центре города, чтобы построить там что-то непонятное и никому не нужное. Причем, построить на кладбищенской земле, наплевав на морально-этические нормы и память людей. Про морально-этические нормы рассуждать можно долго; упомянем лишь, что строительство культовых сооружений на кладбищенской земле - в давних традициях православной культуры. Примеров десятки: Киево-Печерская Лавра Серпуховский монастырь, Покровский женский монастырь в Москве. Если кому- то интересно, информацию можно найти в интернете. А упреки в надругательстве над памятью....Извините, но в чем она заключалась, эта память, с того самого момента, когда последние надгробия были вывезены на свалку, а бывший погост разровняли бульдозером под пустырь? В прогулках по асфальтированным дорожкам мимо одинокой часовни, возле которой очень любили фотографироваться молодожены? В безмятежном отдыхе на лавочках, после посещения расположенного рядом торгового центра? А еще, интересно было бы спросить у подростков, что катались там на велосипедах и роликах: «А вы знаете, что это за место? Почему здесь стоит часовня?» Наверняка, в лучшем случае ответили бы: городской памятник, «символ Борисоглебска» и тому прочее. И вряд ли кто-то бы вспомнил, что здесь похоронен выдающийся ученый-лесовод Корнаковский. И самобытный русский писатель Николай Бунин. А рядом с ними - еще тысячи: купцов, мещан, простых жителей. Чьих-то прабабушек и прадедушек. Вот вам и «память»… Да, ныне живущие потомки похороненных там - помнят. "Это место, по-прежнему, открытая рана для многих" - сказал мне один местный краевед. И он прав. Но память должна быть не только в их сердце. Весь город должен помнить. А мы, как-то, забыли... Старое городское кладбище снесли в середине 80-х годов прошлого века. По сути, на тот момент кладбищенская территория уже представляла печальное зрелище. Заброшенное, дважды варварски разграбленное в годы советской власти. «Для нужд народного хозяйства», по решению городского совета, в 1929 году могильные ограды срезали на металлолом, склепы разбирали на кирпичи, попирая ту самую память о предках. Правда, в то время никто и не подумал открыто возмущаться подобным решением. Все в духе суровой эпохи. Партия сказала: «Надо». Комсомольцы ответили: «Есть!» Лишь верующие, да родственники тех, чьи могилы были разграблены, украдкой утерли слезы. В 80-е годы уже можно было возмущаться, говорить о какой-то духовности. И возмущались, и говорили. Но, тем
Николай Бурцев: Чтобы помнили